О Сочи
Черное море
Большой Сочи
История

Мифология
Музеи
Фесивали

Культура

Природа
Водопады

Мзымта
Агуры
Дольмены
Пещеры
Мацеста

По улицам...
Районы Сочи

Бытха
Ареда      

Дендрарий
Тисо-самшитовая роща
Парки

ДольменыВсем известные египетские пирамиды стали строить чуть позже, чем на Кавказе стали создавать каменные погребальные сооружения - дольмены. Исследования показали, что дольмены стоят рядом с источниками воды. Поблизости, на расстоянии 5-50 м всегда есть река, ручей, родник. Это говорит о важной роли воды в ритуалах дольменостроителей. В большинстве мифологий вода - это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения, часто выступающая как женское, так и мужское начало, связанная с мотивами рождения и смерти (живая и мёртвая вода). Несмотря на некоторые местные особенности и варианты, у разных народов обряды, связанные с водой, однохарактерны, имеют одинаковый смысл и общее направление. Часто встречающийся на дольменах орнамент в виде зигзага, в большинстве случаев, по-видимому, означает воду. Так графически вода изображалась во многих древних культурах.

Ориентировка дольменов на местности различна, но как правило она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток -юг - северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север. Ряд исследователей кавказских дольменов (М.К. Тешев, В.М. Кондряков) отмечали астрономическое значение направления многих памятников - восхода, захода и кульминации солнца, возможно луны и звёзд, в дни солнцестояний и равноденствий. Археоастрономические исследования мегалитов Западной Европы полностью подтвердили их астрономическое ориентирование. Кавказские дольмены в этом отношении, к сожалению, почти не изучены. Но наблюдения на отдельных памятниках (комплекс Псынако I, дольмен с кромлехом группы "Волчьи ворота", дольмен с визиром "Мамедова щель") показали, что они отмечают точки восходов и заходов солнца в дни солнцестояний и равноденствий. Мифология, а также проводившиеся этнографами изучение первобытных племён показывает, что практически все дописьменные общества поклонялись Луне и Солнцу как сверхъестественным существам. Не только строители мегалитов, но и другие народы древности умели фиксировать и рассчитывать движение Солнца, создавая для этого наблюдательные площадки, простота и гениальность которых приводят в изумление современных людей.

Материал дольмена - камень связан с определённым кругом устойчивых общефольклорных мотивов представления о смерти. Он является границей между миром живых и миром мёртвых. Дольмен символизировал мировую гору, вобравшую в своё нутро умершего, чтобы родить его снова.

Жизнь и смерть по представлениям дольменостроителей неотделимы друг от друга, и мир живых тесно связан с миром мёртвых. Символом вечного круговорота жизненного вещества являлось солнце, которое каждый вечер "умирало на западе и каждое утро "возрождалось" на востоке.

Характерной чертой кавказских дольменов являются кромлехи из отдельных камней, окружающие памятники, символ рубежа, необходимого, чтобы отделить сакральное место от обычного пространства. Кромлехи связаны с культом солнца и его движения по небу.

Захороненный в дольмене человек являлся посредником между миром людей и сонмом божеств. В большинстве сохранившихся непотревоженными дольменах на территории Сочи отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека (13. Стр. 55). Первоначально умершего оставляли на площадке или закапывали в землю. После разложения трупа крупные кости и череп клали в дольмен. Во Франции для первичного захоронения использовали специальные углубления в скале, выдолбленные радом с дольменами. Эти углубления имели сточный желобок (2. Стр. 47). Примечательно, что размеры подобной площадки с бортиком и канавкой для стока рядом с корытообразным дольменом в бассейне р. Цусквадже (1,27 х 0,90м с бортиком 0,07м почти совпадает с размерами площадки из Франции 1 ч 0,80 м с бортиком 0,10 м).

В более позднее время в связи с изменением культа в Причерноморье появляются ложнопортальные дольмены. Очевидно их возникновение связано с развитием представлений о смерти и загробном мире, когда люди стали опасаться представителей загробного мира. Чтобы лишить покойника возможности найти дорогу обратно, в мир живых, устраивался ложный вход в виде имитации втулки. А настоящий лаз располагался на теневой, лесистой, северной стороне, связанной с загробным миром. Иногда он даже засыпался, то есть вводился в подземный мир. Хотя умершего и почитали как предка-благодетеля, но и боялись как вредоносного духа. Явление ложного входа так же встречается в западноевропейских памятниках.

Конструкция дольмена символизирует жилище мёртвых. Любопытно, что избушка Бабы-Яги, стоящая на границе между мирами живых и мёртвых, так же обращена входом к лесу. И герою приходится произносить заклинание чтобы проникнуть внутрь. Мы затронули лишь часть обширной темы - ритуалов дольменостроителей. Но из приведённых выше фактов видно, что дольмены были не только гробницами, но и святилищами, прообразами более поздних храмов.



Красная Поляна
О названии
Скальник
Extreme

Форелевое хозяйство



Большой Кавказ
Зарадный кавказ
Ахун
Агепста
Ачишхо
Амуко
Аишха
Аибга
Зе
леная
Каменный столб
Псеашхо
Сахарная
Черная Пирамида
Чугуш
Чуро



Справочник
Заповедник
Центр туризма
рекреационный потенциал
www.sochi.com



TMS Web Site