Как остаться живым на льду

    Зимний лед обладает высокой прочностью,
      если имеет достаточную толщину. Для уверенной переправы одного человека при температуре воздуха ниже нуля достаточно толщины льда 7 см, для транспортного средства весом 0,8 т требуется лед толщиной 20 см, для автомобиля весом 3,5 т разрешается переправа при толщине льда 25 см. В период потепления прочность льда уменьшается, при среднесуточной температуре превышающей 0o С в течении трех дней прочность льда снижается на 25 %. Весенний лед теряет свою прочность в два раза.
    И так вы оказались на льду.
      Если это случилось зимой, то опасаться следует только случайного падения, которое может привести к травме конечностей и головы. Вы можете легко уберечь себя от падений, если вооружитесь специальными приспособлениями для обуви, которые называют "кошками" или "терками".
    Другое дело, если вы рискнули
      (были вынуждены) прогуляться по льду поздней осенью или в конце весны. Рекомендую вам перед выходом вооружиться длинной, прочной палкой. Во-первых, с помощь этой палки возможно приблизительно оценить прочность льда: осенью по звуку, который издает лед от удара (чем тоньше лед, тем звонче звук), весной - если иглистый лед не выдерживает сильный удар палки, он не выдержит и вас. Во-вторых, в случае облома льда, опора на лежащую на льду палку, позволит распределить нагрузку на большую площадь льда, что может предотвратить его дальнейшее обламывание и облегчить выход на поверхность.
    Оказавшись в воде вы должны действовать самостоятельно,
      не поддаваясь чувству страха. Попав в пролом льда, надо широко раскинуть руки, для того чтобы удержаться на поверхности и не провалиться под лед с головой. Спокойно, не делая резких движений, стараться выбраться на поверхность в сторону более крепкого льда. Если ширина пролома позволяет, нужно, закинув ногу на кромку пролома, выкатиться на поверхность. Если это удалось, вы должны откатиться, отползти или отъехать на спине (отталкиваясь ногами от льда) от опасного места до более прочного льда. Выбравшись на безопасное место, вы должны избавиться от воды, пропитавшей одежду. Если позволяет погода, рядом есть дрова для костра, а в вашем кармане лежат герметично упакованные спички, или рядом есть люди, которые могут оказать помощь, это делается легко. Если ничего этого нет, то единственное, что вы можете сделать - это вываляться в снегу. Снег впитывает излишки воды и способствует быстрому образованию ледовой корки на одежде, которая, в свою очередь, защитит от продувания ветром.
    Если вы выезжаете на лед на автомобиле,
      то должны помнить, что во время движения нет возможности определить состояние и толщину льда, потому необходимо быть готовым к неожиданностям. Что бы их предупредить, прежде чем выехать на лед, необходимо собрать информацию о состоянии ледовой переправы у водителей встречных автомобилей или местных жителей. Информация должна быть "свежая", нельзя полагаться на рассказ приятеля, бывшего в этом месте на прошлой неделе, ситуация на льду может измениться в течение дня. Лучший способ - ехать следом за опытным водителем соблюдая дистанцию.
    В экипировке вашего автомобиля не помешает
      лопата, которая выручит вас в случае попадания в снежный занос, пешня - для рубки льда, веревка - на случай оказания помощи провалившемуся, одеяло или спальный мешок.
      Многие автомобилисты, выехав впервые на лед, стараются ехать по возможности медленнее и совершают ошибку. У автомобиля, едущего с меньшей скоростью, больше шансов проломить слабый лед. С другой стороны, при очень большой скорости, ограничиваются возможности маневра. Необходимо придерживаться разумной середины. Увидев на льду жерди и доски знайте: здесь что-то произошло, подъезжать к подозрительному месту на автомобиле не следует , лучше подойти пешком и осмотреть его. Оставлять автомобиль долго на одном месте так же опасно.
    При движении автомобиля по льду
      ремни безопасности должны быть отстегнуты, в особо опасных местах необходимо высадить пассажиров, опустить стекла и приоткрыть дверцу. В большинстве случаев автомобиль уходит под лед не сразу и бывает достаточно несколько секунд, что бы покинуть его, главное быть к этому готовым.
    Если случилось так, что вы не были готовы
      и оказались под водой в новой герметичной иномарке, закрытой на все двери, вы не сможете открыть дверцы - они будет придавлены водой до тех пор, пока она не проникнет внутрь и давление внутри машины не сравняется с наружным. Если глубина маленькая, вы можете спокойно приготовиться к всплытию, прихватив нужные для вас вещи. Если под вами десятки метров, времени на раздумье не будет - как можно быстрее опускайте стекло и выходите наружу. При этом надо помнить одну очень важную деталь - если вы сделали последний вдох на глубине из воздушной подушки в кабине автомобиля, то при всплытии надо обязательно выдыхать. Если этого не сделать, то расширяющийся воздух может травмировать легкие. Пуховая куртка, которая может на вас оказаться в этот момент, сослужит вам добрую службу - она выполнит роль спасательного жилета. При всплытии ищите вверху светлое пятно и плывите на него, если глубина большая, то машина может спланировать в толще воды в сторону от пролома. Если вы промажете, то всплыв под поверхность льда, можете ошибиться в выборе направления.
    И так вы одержали первую победу в борьбе за свою жизнь,
      выбрались на лед, избавились от воды, теперь не теряя времени, направляйтесь к ближайшему жилью. Если вы не знаете местность, лучше двигаться по наезженной дороге, даже если путь напрямик в два раза короче, уйдя в сторону вы можете попасть в торосы, глубокий снег. На дороге же у вас есть шанс получить помощь. В худшем варианте, здесь быстрее обнаружат ваше тело.